Предыдущая | Главная | Глава 10 | Следующая 10

10.1. Введение. Теория игр в контексте математического обоснования принятия решений

 

Наиболее часто при выборе одного варианта действия из многих возникают ситуации, в которых участвуют несколько противоборствующих сторон, например, следователь и преступник, обвинитель и обвиняемый, группа захвата и задерживаемый. Такие ситуации называются конфликтом. В условиях конфликта принимающему решение необходимо учитывать не только свои собственные цели и интересы, но и интересы его противников. Цели и решения противников, в общем случае,  ему не известны. Кроме этого, у делающего выбор субъекта могут быть партнёры, желания и цели которых тоже отличаются от его собственных. Таким образом, возникает весьма непростая ситуация выбора оптимального действия для каждого из участников конфликта. Раздел исследования операций, рассматривающий математические модели принятия  решений в условиях конфликта, называется теорией игр. Теория игр изучает абстрактную модель конфликтной ситуации, т.е. ситуацию, в которой участвуют, по крайней мере, две стороны, представляемые отдельными лицами или коллективами с частично или полностью противоположными интересами. Разнообразие таких ситуаций в реальной деятельности юриста  делают теорию игр необходимой для подготовки высококвалифицированного специалиста.

Поскольку теория игр - теория математических моделей, то рассматриваемая ситуация и само решение описывается в виде упрощенной и идеализированной схемы. Естественно, что, как и при рассмотрении любой модели, степень упрощения не должна превосходить тех пределов, за которыми модель утрачивает свои существенные признаки. При этом конструируемые модели являются математическими, т.е. задаются в виде знаков, чисел, формул и анализируются формальными математическими методами. После описания начальных условий конфликтной ситуации посредством догадки или расчета при дальнейшем решении задачи мы уже не рассматриваем содержательный смысл преобразований. Это отнюдь не умаляет целесообразность использования интуиции как способа проверки полученных результатов.

Иногда в ряде задач в качестве противника, возможные действия которого известны лишь отчасти, можно рассматривать "природу". В этом не заключается никакого «оживления», очеловечивания природы. Это значит лишь то, что для обобщения класса задач мы представляем дело так, как будто вместо объективной, но непознанной природы нам противостоит сознательный противник, стремящийся к ситуациям с противоположными целями.

Задачи теории игр основываются на теории вероятности и математической статистики. Однако это не означает, что конфликтные ситуации в данном случае можно правильно сформулировать и описать без теории игр. Аналогично тому, что для описания случайных событий была введена теория вероятностей и математическая статистика и классический анализ задач был невозможен, конфликтные ситуации требуют изучения  нового раздела математики - теории игр. Попытки описать игровые задачи в рамках теории вероятностей приводят к принципиальным затруднениям. Так как противник представляет собой некое разумное существо (в некоторых случаях – автомат или природу), а не случайный процесс, распределение вероятностей решения противника может не существовать вовсе.

 

Первые работы по теории игр были сделаны Цермело и Борелем в начале ХХ века. Основное внимание ученых было сосредоточенно на поиске оптимального поведения игроков и их оптимальной стратегии в азартных играх.

Большой вклад в становление современной теории игр внес великий математик и разносторонний ученый нашего века Джон фон Нейман. В 30-е годы он сформулировал основные идеи и результаты и доказал основную теорему теории игр. С этого времени теория игр стала развиваться более интенсивно.

Применение теории игр в экономике и в военном деле послужило значительным толчком ее развития. Без всякого преувеличения можно назвать теорию игр основой военного искусства. Появление и быстрое развитие ЭВМ, обеспечивающих возможность эффективного решения громоздких игровых задач, привлекло внимание к теории игр широкого круга специалистов.

 

Несмотря на значительные достижения, в теории игр остается еще немало проблем. Основными направлениями, активно разрабатываемыми в данной области, являются:

-      выработка решения определенных игр;

-      доказательства теорем существования решений;

-      разработка методов нахождения решений;

-      практические аспекты использования теории игр.

Занимаясь теорией игр, необходимо осознавать границы ее применения. Было бы заблуждением считать, что она сможет дать ответы на все вопросы, возникающих в процессе жизнедеятельности, учесть все аспекты реальных ситуаций. Она не рассматривает психологические стороны принятия решений, последствия данных решений. В каждой конкретной задаче мы получаем вывод о выборе одного решения (или нескольких, которые должны чередоваться в определенной пропорции). И лишь в очень большом количестве реализаций задачи этот выбор приведет нас к гарантированному успеху. В случае одной реализации конфликта наш выбор в сочетании с решением противника может и не быть наилучшим. Однако на стадии принятия решения нам об этом ничего не известно и при использовании математических методов мы можем лишь быть убеждены, что решение не будет наихудшим.

Многие ситуации юридической практики при определенном опыте можно промоделировать игровыми методами.

В любой игровой схеме для применения методов теории игр нужно описать:

-      правила игры;

-      количество игроков;

-      их цели, возможные действия, последствия этих действий для противника и т.д.

Каждый участник игры должен будет выбрать те или иные действия по своему усмотрению, в зависимости от которых будет получаться тот или иной исход. Цель анализа задачи - указать оптимальные стратегии и выигрыши каждого игрока.

Теперь рассмотрим все эти термины более подробно.

Предыдущая | Главная | Глава 10 | Следующая