Предыдущая | Главная | Глава 8 | Следующая 8


8.2. Применение системного подхода в социально-правовой сфере

 

С точки зрения системного подхода, система органов внутренних дел характеризуется наличием четких целей, задач, функций и может быть представлена в виде комплекса подсистем, расположенных на различных иерархических уровнях (республика, область, город, район и др.). На каждом уровне она делится на горизонтальные подсистемы, которые тесно взаимодействуют с вертикальными. Деятельность ОВД меняется в зависимости от требований времени, влияния факторов внешней среды. Каждая из подсистем имеет четкие границы и отличается от других. ОВД можно рассматривать как сложную систему, в состав которой входят социальные, технические и другие компоненты.

Это, безусловно, адаптивная ("приспосабливающаяся" к изменениям внешней среды) и открытая (взаимодействующая с внешней средой) система.  Между отдельными подсистемами имеются разные виды взаимодействия — административно-правовое, информационное, материально-техническое и др. С точки зрения информационного взаимодействия она представляет собой кибернетическую систему, в которой можно выделить объекты управления (подразделения милиции, учреждения, исполняющие наказание, пожарные службы, вузы, НИИ) и органы управления (министерство, областные и городские управления ОВД). Органы управления получают информацию о состоянии объектов управления, оценивают ее и принимают соответствующее решение, которое в виде управляющего воздействия (приказ, инструкция, рекомендации) поступает к объектам управления.

На современном этапе развития общества возникают новые задачи управления системой органов внутренних дел, требующие применения современных математических методов и вычислительной техники.

Основными направлениями использования системного анализа для решения актуальных социально-правовых и организационных вопросов в органах внутренних дел являются:

        разработка и реализация целевых комплексных программ борьбы с преступностью;

        разработка долгосрочных прогнозов и планов развития учреждений, служб и системы в целом;

        реорганизация правоохранительной системы (создание новых служб, объединение и разделение учреждений);

        разработка автоматизированных систем управления;

        распределение кадровых и материальных ресурсов по территории с учетом социально-экономических, политических, демографических и других факторов, их взаимодействия и динамики;

        оценка деятельности учреждений и служб;

        разработка приказов, инструкций, рекомендаций с учетом взаимодействия различных учреждений и служб.

Для решения многих задач необходимо провести системное исследование, создать математическую модель системы, проверить на ней различные варианты, разработать соответствующую комплексную программу и внедрить ее в практику правоохранительной системы.

Предыдущая | Главная | Глава 8 | Следующая