Предыдущая | Главная | Глава 9 | Следующая 9


9.1. Управление - основа функционирования различных систем

 

9.1.1. Понятие управления. Общая характеристика функций управления

Современный уровень развития общества связан с возрастанием роли управления. При этом управление представляет собой достаточно сложное понятие, характерное для большинства различных направлений человеческой деятельности.

Управление есть “особый вид деятельности, превращающий  неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу” (Питер Друкер). Иначе говоря, процесс управления представляет собой целенаправленную деятельность человека (коллектива людей), связанную с повышением эффективности функционирования системы.

Исходным пунктом управления как процесса является формирование и выбор цели управления. В общем случае, цели - это относящиеся к будущему желательные состояния или результаты деятельности системы. Цели управления определяют направления и характер поведения системы. Для организационной системы можно выделить две основные группы целей: цели функционирования и цели развития. В результате деятельности по достижению целей функционирования система сохраняет или достигает желательные состояния, характерные для данного уровня ее развития. В результате же деятельности по достижению целей развития система достигает качественно новых состояний из которых она вновь реализует цели функционирования.

В общем случае управлению, как особому виду деятельности, присущи свои специфические принципы, способы и функции.

Принципы управления - это объективно обоснованные руководящие правила, основные положения, требования, согласно которым формируются, функционируют и совершенствуются системы управления (рис. 9.1).

По мере усложнения управления происходит непрерывный процесс разделения и специализации управленческой деятельности, в ходе которой появляются разновидности этой деятельности характеризующиеся специфическими особенностями, относительной обособленностью, т. е. выделяются функции управления (рис. 9.2).

 

< align=center src="Glava9.1..files/image001.gif" v:shapes="_x0000_s1026 _x0000_s1027 _x0000_s1028 _x0000_s1029 _x0000_s1030 _x0000_s1031 _x0000_s1032 _x0000_s1033 _x0000_s1034 _x0000_s1035 _x0000_s1036 _x0000_s1037 _x0000_s1038">
 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 9.1. Классификация принципов управления

 

При наличии цели управления функция планирования предполагает разработку цикла мероприятий, направленных на достижение таких целей. Исходя из структуры управления, изображенной на рис. 9.2, в общем случае планирование отвечает, по крайней мере, на три основных вопроса: ”Где мы находимся в настоящее время? Куда мы хотим двигаться? Как мы собираемся сделать это? ”. Планирование, как правило, носит непрерывный характер. По причине изменений в системе планы должны пересматриваться. Для согласования их с реальностью может быть предусмотрен этап оперативного перепланирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 9.2. Структура и содержание функций управления

                  

Следующий этап управления при наличии планов связан с организацией. В общем случае организовать - значит создать в рамках существующей системы некую структуру для выполнения планов и тем самым достижения целей. Структурирование предполагает определение элементов и делегирование каждому из них конкретных задач. Основными из таких элементов являются работы (конкретные задачи) и люди (коллективы людей), способные выполнить эти работы из множества других.

При управлении нередко выделяют функцию мотивации. Руководитель (лицо, осуществляющее управление) всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы  и самая совершенная структура организации не имеет ни какого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача мотивации заключается в том, чтобы члены организации (исполнители) выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом.

Исследования в области поведенческих наук продемонстрировали несостоятельность чисто экономического подхода мотивации. Стало ясно, что мотивация, т. е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. В настоящее время вполне очевидно, что для эффективной мотивации исполнителей руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ удовлетворять их через хорошую работу.

Одной из основных функций, связанных с обеспечением достижения цели, является функция контроля. Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство не только знает, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Последнее необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана.

 

9.1.2.  Причины и направления совершенствования системы управления

    Причины, определяющие необходимость повышения качества управления, весьма многообразны. К основным из них можно отнести следующие:

-         возрастание требований к научной организации управления;

-         усложнение объектов управления и взаимосвязей между ними;

-         возрастание объемов и скорости обработки потоков  информации, усложнение управленческих задач;

-         влияние научно-технического прогресса, который позволяет ставить и решать задачи совершенствования управления, опираясь на результаты исследований в различных областях знаний;

-         необходимость интенсификации управления путем снижения трудоемкости процессов управления, устранения потерь рабочего времени, рационального построения органов управления, внедрение вычислительной  и организационной техники.

Основные направления совершенствования систем управления  представлены на рис. 9.3. Важнейшим требованием успешного выполнения поставленных перед системой задач является повышение качества принимаемых управленческих решений, приближение их к оптимальному. Это означает, что органы управления в своей деятельности должны ориентироваться на многовариантную разработку наиболее ответственных решений при всестороннем учете целей, содержание затрат, связанных с их подготовкой и реализацией, что позволяет выбрать наиболее эффективное из них.

К числу последних с полной уверенностью можно отнести функции планирования и организации. Вместе с тем организация предполагает реализацию уже заведомо спланированного процесса (варианта плана). Кроме того, именно на этапе планирования просчитываются элементы структуризации, определяются предполагаемые цели  комплекса мероприятий (процесса) - будущие состояния системы. В общем виде система может быть представлена в виде рис. 9.4. При этом Si, Sj - предшествующее и последующее состояние системы, дуги, соединяющие Si и Sj - мероприятия, реализация которых определяет переход системы в состояние Sj.

Наличие пунктирных дуг, входящих в вершину Sj соответствует тому, что система в состояние Sj может перейти, минуя состояние Si. Подобная система описывает абсолютно произвольные состояния разного рода систем. К числу последних относятся организационные (в т. ч. и социальные), технические, антропотехнические системы, все вместе предполагающие разную степень автоматизации. В таких системах важная роль отводится проведению соответствующих управленческих мероприятий. Их может быть достаточно много, разных с точки зрения задействования ресурсов, временных параметров вариантов проведения, всецело определяющих эффективность реализации мероприятий. Важная роль при этом принадлежит  выбору наиболее рационального варианта организации того или иного класса мероприятий. Такие задачи чаще всего решаются на этапе планирования.

Среди множества задач планирования важное место принадлежит классу расчетных оптимизационных задач на графах, в большинстве случаев являющихся  разновидностями задач маршрутизации. Задачи подобного класса достаточно хорошо изучены в рамках ставших уже самостоятельными научных дисциплин "Исследование операций" и "Математическое программирование". Область практического применения задач маршрутизации является достаточно широкой и охватывает проблематику выработки оптимальных решений как в технических системах (компьютерные сети), так и в организационно-технических системах (территориальный орган внутренних дел, воинское подразделение).  Ниже будет рассмотрен вариант применения  задачи маршрутизации к реальной управленческой задаче.

 

 

 

Направления повышения качества

управления

 
 


                                                                                                                                   

Подпись: Автоматизация
Подпись: Совершенствование процесса управления

1.     Совершенствование методов и способов управления;

2.     Специализация работников аппарата управления, подбор и расстановка кадров, повышение квалификации;

3.     Улучшение условий труда, повышение эффективности рабочего времени;

4.     Совершенствования способов управления в условиях применения АСУ;

5.     Исключение дублирования функций управления, возникновения “ ничейных”  задач.

 

1.     Обоснование степени централизации;

2.     Выбор и обоснование типа структуры;

3.     Определение численности СУ и распределение функций и задач между ними;

4.     Определение иерархии органов и пунктов управления;

5.     Определение структуры СУ в условиях внедрения АСУ.

 

1.     Оснащение ОУ техническими средствами и организация рабочих мест;

2.     Внедрение АСУ в систему управления;

3.     Разработка моделей управления информационного алгоритмического и программного обеспечения АСУ;

4.     Обеспечение совместимости элементов АСУ;

5.     Разработка методов анализа информации и подготовки управленческих решений в условиях АСУ.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


    

 

 

 

 




Рис. 9.3. Направления повышения качества управления

Рис. 9.4. Обобщенный граф перехода системы в состояние Sj

Предыдущая | Главная | Глава 9 | Следующая