Предыдущая | Главная | Глава 8 | Следующая
В повседневной жизни мы, порой сами
того не сознавая, постоянно сталкиваемся
с проблемами моделирования. Например, если надо определить площадь стола, мы
заменяем реальный объект (поверхность стола) абстрактной моделью
(прямоугольником), измеряем длину, ширину и по математической формуле вычисляем
его площадь.
Таким
образом, в процессе деятельности у человека вырабатываются представления о тех
или иных свойствах окружающих объектов и их взаимосвязях. Они формируются в
виде описаний этих объектов на обычном языке, фиксируются на бумаге в виде
рисунка, графика, уравнений и формул или реализуются в виде макетов и других
устройств. Подобные способы описания обобщаются в едином понятии — модель (от лат. modulus — мера). Под моделью понимается
такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая,
отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что
ее изучение дает новую информацию о нем.
Модель должна в некотором смысле
отражать, повторять основные свойства и особенности объекта-оригинала.
Необходимо различать четыре основных
свойства моделей:
-
упрощенность
по сравнению с изучаемым объектом;
-
способность
отражать или воспроизводить объект исследования;
-
возможность замещать объект исследования на
определенных этапах его познания;
-
возможность получать новую информацию об
изучаемом объекте.
Модели можно классифицировать по
разным признакам. В зависимости от природы их разделяют на предметные, знаковые, игровые. Предметные модели — это
искусственные тела или системы: скелет человека, глобус, макет жилого
помещения. Знаковые модели
конструируются из систем знаков, несущих информацию, причем физическая природа
знака не имеет непосредственного отношения к моделируемым свойствам оригинала.
Существен лишь смысл, который система знаков выражает. Знаковыми моделями являются,
в частности, социологические анкеты, отображающие свойства социальных групп,
математические формулы, нотная запись музыкального произведения. Игровые модели в большинстве случаев
рассматривают ситуацию "человек моделирует человека" (командно-штабные
учения и маневры).
С точки зрения способа моделирования математические модели условно можно разделить
на три класса:
-
дескриптивные
(описательные);
-
оптимизационные;
-
имитационные.
Дескриптивные модели (их часто называют моделями без управления) разрабатываются для описания
реально существующих процессов, объектов без вмешательства в них. Они создаются
для принятия различных управленческих решений, но в самой модели не
предусматривается выбор количественно обоснованного решения с позиции какого-то
определенного критерия эффективности. Дескриптивные модели используют для прогнозирования
различных социальных явлений (например, преступности). Они обычно отвечают на
вопросы: как будет, как есть сейчас; дают общее представление о системе,
объекте и применяются для изучения только самых общих изменений и тенденций.
Оптимизационные модели ориентированы на решение практических задач совершенствования
управления социально-правовыми, экономическими и другими системами.
Отличительной их чертой является наличие четкого целенаправленного решения,
критерия эффективности для оценки решений и выбор из них оптимального. Такие
модели помогают ответить на вопрос: как должно быть?
Имитационные модели используют для моделирования больших систем, состоящих из комплекса
подсистем с собственными целями, нередко противоречивыми, состояние которых
зависит от многих факторов и отличается неопределенностью. При этом возникает
ситуация, когда или трудно выделить какой-либо критерий, или имеется несколько
противоречивых критериев. Имитационные модели позволяют заранее ответить на
вопрос: что будет, если события будут развиваться по тому или иному варианту
(сценарию)? Имитация деятельности изучаемой системы, проверка различных вариантов
развития (сценариев) и решения осуществляются на компьютерах (машинная
имитация).
В зависимости от назначения различают научно-технические, житейские
и художественные модели. Наиболее широкий класс — это научно-технические модели, которые используются для моделирования и
исследования в экономике, науке, военном деле, социальных структурах. Житейские — служат для получения и
передачи знаний в обыденной жизни (распорядок дня, расписание движения поездов,
меню в столовой и пр.). Художественные
— представляют произведения искусства.
По форме представления информации модели могут быть:
-
словесные (лекции, доклады, словесные
"портреты" и др.);
-
графические
(графики, схемы, чертежи, фотографии);
-
предметные, или физические (модели сооружений,
макеты участков местности и т.п.);
-
информационно-логические (компьютерные базы данных и знаний);
-
математические
(описывающие объект изучения с помощью формул).
Процесс построения и изучения моделей
с целью получения информации о свойствах объекта называют моделированием. Его предметом могут быть конкретные и абстрактные
объекты, действующие и проектируемые системы, процессы и явления. Цель построения
модели — предсказание свойств и поведения моделируемого объекта.
На современном этапе развития
общества в связи с повышением сложности объектов, процессов и явлений, которые
необходимо исследовать, особое значение приобретает математическое
моделирование. Их непосредственное изучение с помощью проведения различных
экспериментов в ряде случаев является дорогим, длительным, а иногда
невозможным. Вычислительная техника позволяет использовать для исследования
объектов, процессов и явлений методы математического моделирования.
Математические модели — это
математические формулы, уравнения, системы уравнений, которые описывают
основные свойства изучаемых объектов или процессов.
В зависимости от вида объекта для разработки
математических моделей используются различные математические методы:
-
детерминистские методы применяются для исследования
процессов, в которых отсутствуют случайные воздействия или ими можно пренебречь;
-
вероятностные
(стохастические) —
для изучения процессов, при воздействии на которые, тот или иной результат
ожидается с определенной вероятностью;
-
дискретные методы служат для описания объектов, в
которых переменные имеют прерывистый, дискретный характер;
-
непрерывные методы служат для описания объектов в которых переменные имеют непрерывные значения;
-
статические методы используются для описания объектов в
определённый момент времени;
-
динамические методы применяются для моделирования
объектов, изменяющих во времени своё состояние.
При выборе метода математического
моделирования учитываются цель, наличие и вид критерия эффективности, сложность
объекта, характер информации, технико-математические возможности компьютерной
техники, технические ограничения и др.
Процесс разработки математических
моделей состоит из следующих этапов:
-
формулирование
проблемы;
-
определение
цели моделирования;
-
организация
и проведение исследования предметной области (исследование свойств объекта
моделирования);
-
разработка
модели;
-
проверка
ее точности и соответствия реальности;
-
практическое
использование, т.е. перенос полученных с помощью модели знаний на исследуемый
объект или процесс.
Особое значение моделирование как
способ познания законов и явлений природы приобретает в изучении объектов,
недоступных в полной мере прямому наблюдению или экспериментированию. К ним
относятся и социальные системы, единственно возможным способом изучения
которых, зачастую служит моделирование.
Общих способов построения
математических моделей не существует. В каждом конкретном случае нужно исходить
из имеющихся данных, целевой направленности, учитывать задачи исследования, а
также соразмерять точность и подробность модели. Она должна отражать важнейшие
черты явления, существенные факторы, от которых в основном зависит успех моделирования.
Вместе с тем модель должна быть по возможности простой, не "засоренной"
массой мелких, второстепенных факторов.
При разработке моделей необходимо
придерживаться следующих основных методологических принципов моделирования
социальных явлений:
-
принципа
проблемности, предполагающего движение не от готовых
"универсальных" математических моделей к проблемам, а от реальных,
актуальных проблем — к поиску, разработке специальных моделей;
-
принципа
системности, рассматривающего все взаимосвязи моделируемого явления в терминах
элементов системы и ее среды;
-
принципа
вариативности при формализации процессов управления, связанного со
специфическими различиями законов развития природы и общества. Для его
объяснения необходимо раскрыть коренное отличие моделей общественных процессов
от моделей, описывающих явления природы.
Предыдущая | Главная | Глава 8 | Следующая