Предыдущая | Главная | Глава 10 | Следующая
Под игрой будем понимать
математическую модель конфликта, т.е. явления в котором принимают участие две
или более стороны, стремящиеся к достижению разных целей. Игра характеризуется
набором правил, определяющих:
- количество участников;
- возможные действия (ходы) каждого из
них;
- распределение исходов игры в
зависимости от каждого хода игрока.
Участники игры могут объединяться в
группы, имеющие общие интересы, отличающиеся от интересов других групп. Такие
группы называются коалициями. В этом случае объединившиеся участники рассматриваются
как один игрок.
Игрок
– один участник или группа участников игры, преследующие одинаковые цели.
Так, например, если в игре принимают
участие 4 человека, и каждый играет сам за себя, то количество игроков в ней -
4. Если же эти 4 человека образовали 2 коалиции, т.е. игра ведется пара на
пару, то считается, что в игре участвуют 2 игрока.
Очевидно, что такие игры, как
шахматы, шашки, футбол, являются играми двух лиц. Военный конфликт в целом так
же представлен двумя игроками.
Чаще всего в игровых моделях
юридической деятельности присутствуют два игрока: прокурор и обвиняемый,
следователь и подозреваемый, сотрудники отдела ОВД – разыскиваемый. Заметим,
что в моделях конфликта могут противостоять друг другу не только сотрудники
правоохранительных органов и лица, нарушавшие закон. Участниками игры могут
быть и два преступника, которые в ходе следствия имеют противоположные интересы
– возложить ответственность за содеянное друг на друга.
Исходя из общности описания задачи,
упомянем кроме рассмотренных выше коалиций действия (коалиция может состоять из
1 человека) коалиции интересов, т.е. коалиции лиц, которые сами не принимают
участие в конфликте, но заинтересованы в том или ином его исходе. Так,
например, близкие подсудимого, хотя и заинтересованы в смягчении меры
предполагаемого наказания, но не могут оказать влияние на решение судьи. И,
наоборот, судья может весьма существенно влиять на решении суда, но не имеет
права быть заинтересованным в его исходе,
руководствуясь при принятии решения различными нормативно-правовыми
актами.
Правила
игры определяют возможные выборы поведения игроков на любом этапе развития
игры. Сделать выбор игроку - значит остановиться на одной из возможностей его
поведения. Игрок осуществляет этот выбор с помощью ходов. Сделать ход — значит
на определенном этапе игры осуществить сразу весь выбор или его часть в
зависимости от возможностей, предусмотренных правилами игры. Другой игрок,
зная или не зная о сделанном выборе первого игрока, также делает ход. Каждый из
игроков старается учесть информацию о прошлом развитии игры, если такая
возможность разрешается правилами игры.
Набор
правил, которые однозначно указывают игроку, какой выбор он должен сделать при
каждом ходе в зависимости от ситуации, сложившейся в результате проведения
игры, называется стратегией игрока.
Стратегия
в теории игр означает определенный законченный план действий игрока,
показывающий, как надо действовать ему во всех возможных случаях развития игры.
Очевидно, что стратегии могут быть хорошими и плохими, удачными и неудачными и
т.д.
При
игре в шахматы стратегия должна указывать игроку какой ход он должен сделать в
данной позиции. Очевидно, при таком подходе в шахматной игре имеется очень
много стратегий, перечислить которые практически не представляется возможным и
поэтому при анализе и изучении стратегий в этой игре выделяют главные и ими
пользуются. Для разных игроков главными являются разные стратегии, как
правило, известные только самому игроку, и поэтому игра в шахматы представляет
интеллектуальный интерес, несмотря на то, что в ней нет случайных ходов.
В
играх, отражающих ситуации юридической деятельности, стратегиями могут быть
линии поведения тех или иных практических работников. Поэтому, в этих играх огромное
значение при формировании условий игры имеют опыт и мастерство специалистов.
Правилами
игры предусматриваются определенные выигрыши для игроков в зависимости от
применяемых ими стратегий и исходов игры. Выигрыш — это мера эффективности
действий игрока. Так, во многих карточных играх после игры обычно происходит
обмен ценностями в виде денег, т. е. эффект от исхода этих игр измеряется в
денежных единицах.
В
таких играх, как шашки, шахматы, исходом игры является выигрыш, ничья, проигрыш.
Выигрыши здесь измеряются очками (выигрыш — одно очко, ничья — половина очка,
проигрыш — ноль очков). При игре в футбол результат игры тоже измеряется очками:
выигрыш — три очка, ничья — одно очко, проигрыш — ноль очков.
Чаще
всего при моделировании реальных ситуаций в области деятельности
правоохранительных органов выигрыш оценивается как чувство морального
удовлетворения от выполненного служебного долга, а проигрыш как чувство
угнетения. Таким образом, выразить результат различных исходов количественно
весьма затруднительно. Но в данном случае это необходимо, так как в теории игр
рассматриваются только такие игры, в которых выигрыш выражается числовыми
данными: стоимостью, очками, баллами и т. д. Очевидно, исход игры, а
следовательно, и выигрыш игроков зависят от стратегий, которые применяют
игроки. Однако выигрыш каждого игрока не полностью зависит от применяемой им
стратегии, он зависит и от стратегий, применяемых другими игроками. В конечном
счете, в игре никакой игрок не может полностью контролировать свой выигрыш.
Если же в реальной ситуации возникает случай, когда исход для участника
полностью зависит от него, то такая ситуация не рассматривается для него как
игровая.
Проигрыш
выражается как отрицательный выигрыш. Поэтому речь в дальнейшем будет идти
только о выигрышах.
При
представлении конфликтной ситуации в юридической области в виде игры возникает
ряд трудностей в связи с описанием правил, условий, игроков, стратегий, ходов,
выигрышей. Так, при описании наборов стратегий возникают трудности учета
изменений стратегий во время игры, вызванные воздействием различных факторов
окружающей среды. Формально их можно включать в стратегии (это не вызывает
принципиальных возражений), однако такой подход ведет к значительному увеличению
количества рассматриваемых стратегий, и это сильно затрудняет исследование
игры. Имеются также трудности при определении выигрышей в связи с неясно
определенными областями действия и сложностью соизмерения различных
практических ситуаций. Задача исследователя заключается в том, чтобы данную
конфликтную ситуацию по возможности привести к формализованной игре без значительных
потерь реальных целей и условий, найти метод решения такой формальной модели,
провести расчеты и анализ. Преодоление трудностей на пути решения игровых
ситуаций связано с четкостью и реальностью представления ситуации, выделения в
ней основных правил и элементов игры: игроков, стратегий, ходов и выигрышей.
Затем возникает необходимость получения методов решения игры.
Классификация игр
Различные реальные конфликтные
ситуации приводят к различным схемам игр.
Если в модели игры присутствует
только один игрок (или одна коалиция), то такую игру называют нестратегической.
При наличии двух или более игроков игру принято называть стратегической. Игры,
в которых игроки не могут вступать в коалиции, договариваясь о некоторых
соглашениях, называют бескоалиционными.
Важным случаем бескоалиционной игры является ситуация, в которой количество
игроков равно двум, а выигрыш одного игрока равен проигрышу другого. Такие игры
называются антагонистическими или играми
двух лиц с нулевой суммой.
Действительно, если выигрыш первого
игрока обозначить через V, то выигрыш второго будет равен -V (выигрыш -
это проигрыш со знаком "-"). И общая сумма выигрышей:
V + (-V) = 0.
Данный класс моделей достаточно
хорошо исследован и занимает важное место в математической теории игр.
В дальнейшем, в ходе практического
изучения данного раздела мы будем рассматривать именно эти игровые модели.
Причем, ограничимся ситуацией, когда игра рассчитана лишь на один ход.
Рассмотренные ограничения приводят к описанию модели принятия решения в
конфликте, в котором участвуют две противоборствующие стороны. Первый игрок
делает определенный выбор из нескольких возможных ситуаций (для простоты двух,
трех), не зная о решении второго. А второй, не будучи информированным о выборе
первого, принимает свое решение. Далее определяется, а это установлено
правилами, кто и в каком размере получает выигрыш. Необходимо установить
стратегии игроков, т.е. указать, какое решение приведет если и не к положительному
выигрышу, то, по крайней мере, к наименьшим потерям, и цену игры.
Предыдущая | Главная | Глава 10 | Следующая